Цель игры: неформальный срез знаний учащихся 9-11 классов в ходе решения задач интегрированного содержания по предметам естественнонаучного цикла.
Ход игры: игра проводится методическими объединениями учителей естественнонаучного цикла и математики. Участвуют команды 9–11-х классов по 7 человек от класса. Игра состоит из 4 туров.
1-й тур. Презентация одного гениального открытия человечества.
2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ.
3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов.
4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.
Оборудование: компьютер и медиапроектор, черный ящик, портреты великих ученых.
Сценарий.
Ведущие старшеклассники:
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья!
Ведущий 2: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру “Гениальное рядом”, 10 ноября весь мир отмечал День науки. В этот день чествовали ученых, изобретателей за непредсказуемый полет мысли, за величайшие и не очень открытия, которые изменили и изменяют нашу жизнь.
Ведущий 1: В игре принимают участия команды учащихся 9–11-х классов. Участники- это интеллектуальная элита классов, те, кто своими знаниями, умом, эрудицией имеют честь представлять свой класс. Мы желаем всем удачи!
Ведущий 2: Разрешите представить жюри.
Председатель жюри:
Члены жюри:
- Эксперт по математике
- Эксперт по физике
- Эксперт по химии
- Эксперт по биологии
Ведущий 1: Дорогие друзья прослушайте правила нашей игры. Игра состоит из 4 туров:
1-й тур. Презентация одного гениального открытия или изобретения, качественно изменивших жизнь человечества. Необязательно таких масштабных как адронный коллайдер, но зато в отличие от него ощутимо полезных и нужных. Это было домашнем заданием каждой команде и оценивается по десяти бальной шкале.
2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.
Прежде чем мы начнем нашу игру, предлагаем каждой команде продумать название команды.
Ведущий 2: Итак, начинаем первый тур.
1-й тур “Гениальные открытия человечества”
Команды представляют презентации гениальных открытий человечества из предложенных:
- открытие компьютера
- открытие пенициллина
- открытие телефона
- открытие фотографии
- открытие телевидения
- открытие рентгеновских лучей
- открытие телескопа
(см. Приложение 1, Приложение 2)
2-й тур “Аукцион знаний”
1. Галлерея великих людей.
Этому выдающемуся ученому принадлежат известный слова: “Наука-это драма идей”. Как-то в интервью у него спросили: “Как появляются изобретения, которые переделывают мир” “Очень просто,- ответил он, -все знают, что сделать это невозможно. Случайно находится невежда, который этого не знает. Он то и делает изобретения”. Этот ученый родился в Германии в городе Ульме, который принято считать “Городом математиков”. Пристрастия к точным наукам и музыке в ущерб остальным дисциплинам служило причиной отрицательный отзывов о его способностях со стороны учителей. Необычайно плодотворными стали 9 лет его работы в федеральном бюро патентов, где он создает знаменитые теории физики, принесшие ему мировую славу, Нобелевскую премию (Альберт Эйнштейн).
2. Почему ручные часы рекомендуют заводить утром, а не вечером, при снятия их с руки? (Ответ: В только что снятых с руки часах пружина нагрета от руки. Будучи заведенные до отказа, остывая, пружина, сжимаясь, укорачивается и может лопнуть).
3. 2010 год объявлен Годом Учителя. Всем известна эмблема и главный приз всероссийского конкурса “Учитель года”- хрустальный пеликан. Почему именно пеликан считается символом бескорыстного самопожертвования? (Ответ: птенцы пеликана, залезая глубоко в глотку родителей, кормятся принесенной для них пищей, часто вырывая ее с кровью.)
4. Можно ли в невесомости пользоваться авторучкой, маятниковыми часами? (Ответ: Нет, так как нет силы тяжести, ответственной за вытекание чернил из авторучки и колебания маятника )
5. Если верить древнему историку, во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? ( Ответ: Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами.)
6. Внимание! Чёрный ящик.
В ящик помещён прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:
Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много… нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? (Ответ: Микроскоп.)
7. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на земле? (Ответ: Нет, звук не распространяется в вакууме, так как нет упругой среды.)
8. Можно ли использовать оцинкованные ведра и бочки для приготовления побелочных растворов? (Ответ: Цинк – химически активный металл, легко реагирует с кислотами и щелочами. Побелка имеет щелочную реакцию, поэтому цинк в ней медленно растворяется.)
9. Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными? (Ответ: Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.)
10. Внимание! Черный ящик.
Выдающийся англичанин. Сначала в школьные годы он плохо учился и физически был слабым. Затем начинает упорно работать и занимает первое место в школе и удерживает его до окончания. Впоследствии стал известен всему миру. Его биномом, аппаратом вычисления бесконечно малых, оптическими исследованиями, основами его механики мы пользуемся постоянно и сегодня, решая как земные, так и космические задачи. (Ньютон.)
11. Алюминий более распространен в земной коре, чем железо. Почему он дороже? (Ответ: И алюминий и железо встречаются как соединения. Но железо восстанавливают в доменных печах, а алюминий – электролизом, что более трудоемко и дороже.
12. Почему когда зимой идет снег становится теплей? (Ответ: При кристаллизации выделяется энергия.)
13. Внимание! Черный ящик.
Когда он сделал самое главное открытие, ему было 35 лет. К этому времени он уже стал профессором Петербургского университета, автором учебников, известным ученым. Его интересовали воздухоплавание, переработка нефти, производство бездымного пороха, метеорология, астрономия, химия. Он приобрел на Псковщине небольшое имение, в котором выращивал диковинные плоды. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии. Он работал в Главной палате мер и весов. Он являлся членом 71 иностранного научного общества. Его имя увековечено в названии одного из химических элементов (Ответ: Д.И.Менделеев).
14. Какой химический элемент состоит из двух животных?
(Ответ: мышьяк)
15. Задача – шутка.
Муж весит шесть пудов. Сколько весит вся семья? (Веса мужа достаточно для решения задачи) (Ответ: жена – его половина, дети – их произведение: 6 + 3 + 18 = 27 пудов).
Ведущий 1: На этом второй тур завершен, пока жюри совещается, подведя итоги, у нас музыкальная пауза.
Ведущий 2: Просим жюри огласить итоги второго тура.
3 тур “Спринт эрудитов”
Ведущий 1: Каждой команде будут задаваться 15 вопросов, в вашем распоряжении будет 2 минуты. За это время нужно ответить на большее число вопросов, если вы не знаете ответа на предложенный вопрос, говорите “дальше”.
Ведущий 2: Итак, команды готовы? Начинаем!
Вопросы команде 1:
- Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона)
- На что делить нельзя? (Ноль)
- Значение произведения взаимно обратных чисел. (Единица)
- Параллелограмм, у которого есть прямой угол. (Прямоугольник)
- Чему равна половина от половины? (1\4)
- Угол, указывающий направление. (Азимут)
- Где самые длинные сутки? (Везде по 24 часа)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
- “Эврика!” – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)
- Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)
- Груз, подвешенный на нитке. (Отвес)
- Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов. (Фтор)
- Неметалл, являющийся лесом. (Бор)
- Чего у куба и человека ровно по дюжине. (Ребер)
- Центр управления организмом. (Головной мозг)
Вопросы команде 2:
- Какое число делится на все числа без остатка? (0)
- Сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла. (Гипотенуза)
- Равенство с переменной. (Уравнение)
- Чему равна дюжина? (12)
- Сколько вершин у куба? (8)
- Сколько музыкантов в квинтете? (5)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
- Автор теории относительности. (Эйнштейн)
- Растяжение, сжатие, изгиб, кручение – называется… (деформация)
- Реакция, между кислотой и основанием. (Нейтрализация)
- В название, какого металла входит дерево? (Никель)
- Основной компонент воздуха. (Азот)
- Хобот – это нос или губа? (Губа)
- Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни? (Вода)
- Самая редкая группа крови? (Четвертая)
Вопросы команде 3:
- Сумма сторон n-угольника. (Периметр)
- Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
- Чему равно значение числа Пи? (3, 14)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная)
- Путь от условия к ответу. (Решение)
- Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
- В математике он бывает натуральным. (Ряд)
- Ученый, открывший закон всемирного тяготения. (Ньютон)
- Физическое явление, на котором основано применение полотенец. (Капиллярность)
- Какой химический элемент всегда рад? (Радон)
- Где у рыбы орган осязания? (В коже)
- Что общего у пушки с деревом? (Ствол)
- Кто из животных относится к стопоходящим? (Медведь)
- Главная артерия кровеносной системы. (Аорта)
- Птица, летающая быстрее всех. (Стриж)
Вопросы команде 4:
- Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
- Постоянная величина. (Константа)
- С чего начинается натуральный ряд? (С 1)
- Число, обратное пяти. (1\5)
- Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)
- В каком месяце есть 28 дней? (В любом)
- Название треугольного платка. (Косынка)
- Прибор, для измерения работы тока, у всех есть дома. (Счетчик)
- Линия, по которой движется тело. (Траектория)
- Весьма могучий химический элемент. (Титан)
- Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
- Пушной зверек, символ русской державы. (Соболь)
- Плесневый грибок. (Пенициллин)
- Какую туфельку не надеть даже золушке? (Инфузорию)
- Есть у растения и у уравнения. (Корень)
Вопросы команде 5:
- Что стоит сверху дроби? (Числитель)
- Стороны, заключающие прямой угол в треугольнике. (Катеты)
- Сумма противоположенных чисел. (Ноль)
- Соперник “нолика”. (Крестик)
- Проблеск света в темном царстве. (Луч)
- Сколько концов у трех с половиной палок? (8)
- Созвездие в форме ковша. (Большая медведица)
- Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)
- Самый легкий газ. (Водород)
- Газ, утверждающий, что он – не он. (Неон)
- Оболочка Земли, населенная живыми существами. (Биосфера)
- Что такое “регенерация”? (Восстановление)
- Вещество крови, переносящее кислород. (Гемоглобин)
- Любимое лакомство аистов. (Лягушка)
- Жизнь одних организмов за счет других. (Паразитизм)
Ведущий 1: На этом третий тур завершен, пока жюри совещается, подведя итоги, у нас музыкальная пауза.
Ведущий 2: Просим жюри огласить итоги третьего тура.
4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”.
Вопросы команде 1:
- Эти “отважные войны” в организме человека смело бросаются в “бой” с болезнетворными бактериями. (Антитела)
- Этот великий русский писатель, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого режима дня. (Л.Н.Толстой)
- Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Утренняя зарядка).
- Выработки у сосудов кожи и нервной системы, способности быстро реагировать на смену температуры, помогает не только плавание в проруби, но и традиционное русское средство. (Русская баня)
- Внимание! Черный ящик.
В ящике – портрет ученого, которому была в 1908 году присуждена Нобелевская премия за теорию иммунитета. (И.И.Мечников)
Вопросы команде 2:
- Для чего уже в древнем Китае и Персии, здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой? (Зараженные таким способом люди, переносили это заболевание легче)
- Если вы не соблюдаете это, то пропадает аппетит, нарушается сон, уменьшается работоспособность. (Режим дня)
- Французский врач Тиссо еще в 18 веке писал: “Движение может заменить…. любое лекарство, но все лечебные средства не в состоянии заменить действие…” Чего? (Движения)
- Моржами называют людей, которые купаются зимой в проруби. А как называют людей, которые проделывают тоже, но за Полярным кругом? (“Белые медведи”)
- Внимание! Черный ящик.
В ящике – вещества, которые необходимы человеку, в количестве лишь нескольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро устает. Не зря же и название их образованно от латинского слова “жизнь”. (Витамины, vita – жизнь)
Вопросы команде 3:
- Для того чтобы стать по-настоящему выдающимся специалистам в своей профессии, нужны одаренность, трудолюбие, настойчивость, вера в себя и … Что еще? (Хорошее здоровье)
- После долгой ходьбы усталые путники прилегли на траву. Правильно ли они поступили? (Да, только надо лечь так, чтобы ноги оказались выше головы)
- Что выращивали на “аптекарский огородах” в России в 18 веке? (Лекарственные растения)
- Перед выступлением на школьном конкурсе или сдачей экзаменов поможет умение управлять собой или … Что еще? (Аутогенная тренировка, самовнушение)
- Внимание! Черный ящик.
В ящике – чай, в состав которого входят натуральные компоненты, экстракты плодов и растений, как он называется? (Фиточай)
Вопросы команде 4:
- Отец медицины Гиппократ называл этот необходимый для жизни компонент “пастбищем жизни”. (Воздух)
- Почему весной далеко не так полезны, как осенью? (От долгого хранения витамины в них разрушаются)
- В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон)
- Автоматизация, компьютеризация и другие блага, конечно, облегчают жизнь, но приводят к этой “болезни цивилизации”. (Гиподинамия)
- Внимание! Черный ящик.
В ящике – витамин, который вырабатывается в организме человека только под действием солнечный лучей. (Витамин Д)
Вопросы команде 5:
- Надо ли зимой проветривать комнату, в которой находиться больной с воспалением легких? Почему? (Надо, при температуре 1–2° С болезнетворные бактерии погибают).
- Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 кг этого вещества. (Вода)
- Это занятие представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц, улучшает работу сердца. (Плавание)
- Такая вода по своему составу представляет собой сложный комплекс солей, макро- и микроэлементов. Не зря ее называют также “живой водой”. (Минеральная вода)
- Внимание! Черный ящик.
В ящике - квадратик бумаги “цвета земли”, который рекомендуется для обоев. Назовите этот цвет. (Коричневый)
Ведущий 1: Просим жюри огласить итоги.
(Подведение итогов, награждение).
- Полянцова Вера Геннадьевна, зам. директора по УВР, учитель математики